Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Адрес

357500, г. Пятигорск,
пр. 40 лет Октября, 56
+7 8793 97-39-27

Приемная комиссия

+7 8793 33-77-61

+7 928 007-99-50

Открытая лекция на тему: «Творчество Л.Н. Толстого сквозь призму философии ненасилия»

16 сентября кафедрой истории и философии права юридического факультета Института сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске под руководством кандидата философских наук Болотовой У.В. в рамках изучения раздела «История философии» на базе ГБУК СК Пятигорского Краеведческого музея  со студентами групп П-МЕН-б-о-131, П-УПП-б-о-131 была проведена открытая лекция на тему: «Творчество Л.Н. Толстого сквозь призму философии ненасилия».

Изучение ненасилия как феномена современной культуры имеет само по себе длительную историю. И к настоящему времени в философии ненасилия накоплен огромный материал, на основании которого можно сделать обобщения о самих истоках и его природе, так же о формах и способах его присутствия в культурах разных народов, о вариантах актуализации ненасилия в современности.

Под понятием философии ненасилия подразумевается система этических, нравственных, психологических, социологических и собственно философских идей, теорий, взглядов, касающихся ненасильственного бытия человека в обществе, в духе отрицания войны и любой иной формы насилия, воздержания от деструктивной агрессии.

Путь сложных жизненных исканий, неприятие, а позже и полный разрыв с секулярным миропониманием, непростое отношение к религиозности и христианству подтолкнули Л. Н. Толстого к поиску и утверждению новых жизненных основ и созданию своеобразного учения, которое получило широкий резонанс в обществе в виде возникновения движения "толстовских общин". 
Своим нравственно-религиозным учением, главной темой которого является идея ненасилия, Лев Николаевич не стремился к оригинальности, считая себя лишь проповедником этой истины, открытой и провозглашенной древними пророками и мудрецами и с особой силой, выраженной в учении Христа. 

Под насилием Толстой понимает все зло, творимое на земле, под видом убийств, тюрем, воинской повинности, вплоть до самих основ государства. Видимо, поэтому столь глубока была пропасть в понимании его современниками, хотя писатель обладал величайшим литературным талантом, и слово его имело вес во всем мире. 
В процессе исторического развития человечества закон непротивления злу насилием не стал основой существования и самоорганизации какого- либо народа или общества. Он развивался и воплощался в жизни отдельных людей или общин. Но даже на основании этого опыта можно судить о его социальной действенности и таком общественном резонансе, который потрясает основы государственного устройства. "Трудно представить, - пишет Толстой в своих Дневниках, - тот переворот, который произойдет во всей вещественной жизни людей, если люди не то что станут жить по любви, но только перестанут жить злобной животной жизнью". Мыслитель как бы советует: попробуйте отвечать добром на насилие, возлюбите врагов своих, и жизнь ваша наполнится глубоким смыслом и благим содержанием. 

Кафедра истории и философии права