Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Адрес

357500, г. Пятигорск,
пр. 40 лет Октября, 56
+7 8793 97-39-27

Приемная комиссия

+7 8793 33-77-61

+7 928 007-99-50

На инженерном факультете студенты говорили о религиозном возрождении и конфессиональной идентичности в современном российском обществе

Преподавателями юридического факультета кафедры истории и философии права Толчинской Т.И. и Янукян М.Б. на инженерном факультете в рамках дисциплины «Основы российской цивилизации» был проведен круглый стол «Религиозное возрождение и конфессиональная идентичность в современном российском обществе».
Возрождение религии в России связано с политико-правовым и социально-культурным процессами 1990-х гг., восстановившими в своих правах религиозную культуру, свободу совести, легализацию и рост социальной активности религиозных организаций и верующих. Религиозная идентичность - это форма коллективного или индивидуального самосознания, которая построена на осознании своей принадлежности к определённой религии и которая формирует представление о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм.
В рамках круглого стола студенты выступили с докладами. Так, Сатемиров И. рассказал о духовной и материальной культуре мусульман, Давидян В. о духовной и материальной культуре христиан, а Габриелян А. о духовной и материальной культуре иудеев. Ребята отметили, что процесс, формирующий самосознание, начинается с усвоения языка, норм и ценностей культуры, в ходе социализации в конкретной культурной среде, которая и воспроизводит процесс адекватной самоидентификации, проявляющейся в правильном приписывании собственного самоназвания, интериоризирующегося в сознании людей. Религиозная идентичность, определяющая дальнейшее направление всей жизнедеятельности индивида в рамках данной социокультурной среды, является конечным продуктом этой идентификационной цепочки.
Продолжил круглый стол Шевченко Р., который подготовил речь об истории религии дореволюционной России, продолжив тему Соколов А. рассказал о конфессиональной идентичности в иерархии идентичностей современного россиянина.
К факторам, стимулирующим возрождение религий в России, можно отнести: усилившуюся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего; потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении. Такое положение дел очень часто пытаются использовать в свою пользу деструктивные силы, в том числе, религиозные организации экстремистского толка.
Наибольшую угрозу национальной безопасности Российской Федерации, ее культурно-цивилизационному и социально-политическому устройству несут организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма (претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны) и новым религиозным движениям разрушающего характера. В связи с этим, свои доклады представили: Ратушный Д. «Религиозный фундаментализм – российская специфика» и Захаров Д. «Религиозный радикализм и экстремизм – российская специфика». Ребята отметили, что религиозно-мотивированный политический радикализм может привести к переходу религиозно-этнического радикализма в политическую плоскость и стать идеологической основой для рождения опасного для общества экстремизма. Религиозные организации, содержащие в себе отдельные черты религиозности, имеющие такой тип радикализма, ставят своей целью силовое изменение государственного строя: захват власти вооружённым путём, нарушение суверенитета другого государства, создание и распространение незаконных вооружённых формирований, разжигание этнической и религиозной вражды. Характерной чертой современного экстремизма и, как следствие, терроризма, с которым столкнулась Россия, является слияние этнического экстремизма и криминального терроризма. При этом религиозный фактор зачастую используется в качестве идеологической и организационной основы при реализации практических интересов политических субъектов.
В заключении мероприятия Толчинская Т.И. и Янукян М.Б. подвели итог всему выше сказанному, отметив, что понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государства, подрывает устои внутренней и международной стабильности. Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать, а тем более игнорировать проблемы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно. Для успешной профилактики экстремизма молодым людям необходимо владеть знаниями, умениями и навыками в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и на основе комплексных знаний осуществлять грамотные действия, обеспечивающие в целом политическую стабильность и правопорядок.