Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Контактная информация:
Адрес: г. Пятигорск, ул. Украинская, 56А
E-mail: kafinyaz@bk.ru
График работы кафедры:
Понедельник-пятница: с 9:00 до 17:00 (перерыв с 13:00 до 14:00)
Суббота: с 9:00 до 13:00
Выходной: воскресенье
Направления подготовки кафедры
В настоящее время преподаватели кафедры осуществляют обучение бакалавров, специалистов и магистров по всем направлениям подготовки, реализуемым в Пятигорском институте (филиале) СКФУ.
Цель образовательных программ, реализуемых на кафедре
Основной целью работы кафедры является достижение высокого качества языковой подготовки специалистов, способных в условиях глобализации реализовать в профессиональной деятельности навыки межкультурной коммуникации.
Кадровый состав педагогических работников кафедры:
- И.о. заведующего кафедрой - Климова Наталья Юрьевна, кандидат исторических наук
- Доцент – Агоева Марианна Муссаевна, кандидат исторических наук,
- Доцент – Ангелова Марина Николаевна, кандидат исторических наук
- Доцент – Горошко Ольга Николаевна, кандидат исторических наук
- Доцент – Лукова Наталья Васильевна, кандидат филологических наук, доцент
- Доцент – Малышкина Елена Владимировна, кандидат исторических наук
- Доцент – Мухортова Татьяна Валентиновна, кандидат исторических наук
- Доцент – Нагорная Юлия Викторовна, кандидат исторических наук, доцент
- Доцент – Приворотская Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент
- Доцент – Шевченко Елена Михайловна, кандидат исторических наук, доцент
Научная деятельность кафедры
Профессорско-преподавательский состав кафедры ЛиМК работает над научной темой «Лингвистические и методические аспекты межкультурной коммуникации». Сферой научных исследований коллектива кафедры являются следующие актуальные проблемы:
- Рассмотрение проблематики межкультурной языковой коммуникации в поле междисциплинарного взаимодействия, т.е. изучение языка как психологического, социально-культурного и семиотического феномена.
- Расширение методологической базы исследований в области языкового образования и поликультурного воспитания.
- Исследование лингвистических факторов успешности межкультурной коммуникации и механизмов влияния культурно-концептуальной картины мира на организацию и содержание дискурса.
- Совершенствование способов формирования коммуникативной компетентности как единства лингвистического, социокультурного и прагматического компонентов.
- Разработка учебных технологий и организационных форм преподавания и изучения русского и иностранных языков с учетом индивидуальных мотиваций, современных потребностей и возможностей индивида
Преподаватели кафедры активно ведут научную деятельность: ежегодно участвуют в международных и региональных научных конференциях, публикуют научные труды, в т.ч. индексируемые в базах РИНЦ, Web of Science, Scopus.
Кафедра участвует в инновационной деятельности университета: Федеральном конкурсе инновационных проектов «УМНИК»; Северо-Кавказском молодёжном форуме «Машук», международного конкурса прорывных идей «Falling Walls».
Развитию исследовательского потенциала студентов способствует совместное с преподавателями участие в научных конференциях, олимпиадах, публикации научных статей, подготовка грантов, проектов. Такого рода мероприятия соответствуют приоритетным направлениям развития СКФУ, способствуют воспитанию выпускников, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки и инновационным мышлением, развитию познавательного интереса, углубляют знания студентов в области русского и иностранных языков, вовлекают будущих специалистов в научную деятельность.
Достижения кафедры за последние 3 года
Монографии за 2019-2021 г.г.
№ |
Авторы |
Название, вид (монография/глава монографии) |
Выходные данные |
1. |
Агоева М.М. |
Трудные вехи роста (Крестьянские семейные хозяйства Северного Кавказа в 1940 – 1965 гг.) |
Ставрополь: Издательство СКФУ, 2019 |
2. |
Мейер Л.Х. |
Регулирование потребительского поведения страхователей в современной России: социологический анализ |
Ставрополь: Издательство ПФ СКФУ, 2019 |
3. |
Мухортова Т.В. |
Депортация и восстановление гражданских прав российских немцев: 1941-1955 гг. (на примере Нижнего Поволжья и Северного Кавказа) |
Ставрополь: Издательство СКФУ, 2019 |
4. |
Шевченко Е.М. |
Становление и развитие высшей школы на Ставрополье: предпосылки, успехи и трудности (1920 – 1950-е гг.) |
Ставрополь: Издательство СКФУ, 2019 |
5. |
Агоева М.М. |
Правовая политика и правовое регулирование развития сельского хозяйства в современной России: проблемы и перспективы (научная монография) |
Ставрополь: Издательско-полиграфический комплекс ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2020. |
Научные публикации в индексированных изданиях Web of Science, Scopus
№ |
Авторы |
Название |
Издание
|
Выходные данные |
1. |
Климова Н.Ю., Агоева М.М., Мухортова Т.В., Шевченко Е.М. |
О государственном регулировании деятельности агропромышленного комплекса современной России
|
Web of Science |
Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. – Switzerland: Springer. Lecture Notes in Networks and Systems. Editors: Popkova, Elena G., Sergi, Bruno S. (Eds.), 2021. – Pp. 728-737. |
2. |
Верменская Е.А., Ангелова М.Н., Горошко О.Н., Малышкина Е.В. Бондарь И.А. |
Лингвокультурологическое представление концепта «Господин» на русском и английском |
Web of Science |
Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. – Switzerland: Lecture Notes in Networks and Systems. – Vol. 198 – 2021. – P. 483-490. |
3. |
Малышкина Е.В. Колесников И.Н. |
Трансформация внешнеполитического курса Китайской Народной Республики в 1949–1976 гг. |
Scopus |
Вопросы истории. – 2021. – № 4-1. – С. 122 – 133. |
4. |
Мухортова Т.В. Колесников И.Н. |
Историография российско-грузинских взаимоотношений во второй половине XVIII – начале XIX в. |
Scopus |
Вопросы истории. – 2021. – № 4-2. – С. 266 – 273. |
5. |
Малышкина Е.В. Колесников И.Н. |
Прогнозирование будущего Македонии сквозь призму системы образования
|
Scopus |
Вопросы истории. – 2021. – № 5-1. – С. 197 – 202. |
6. |
Климова Н.Ю., Малышкина Е.В. Колесников И.Н. |
Причины и факторы переселения немецких крестьян в южные регионы Российской империи |
Scopus |
Вопросы истории. – 2021. – № 6-1. – С. 233 – 240. |
7. |
Шевченко Е.М. Колесников И.Н.
|
Китай в эпоху становления и расцвета династии Мин (1368–1505 гг.) |
Scopus |
Вопросы истории. – 2021. – № 6-2. – С. 118-129. |
8. |
Агоева М.М. Акопян К.А. |
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: конкурентные преимущества, государственное регулирование |
Scopus |
Turkish Journal of Computer and Mathematics Education (Turcomat) (3Q). – 2021. – 28 р. |
Учебные издания
1. |
Русский язык и культура речи: практикум (практикум) |
печатная |
Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2019. – 176 с. |
11,00 / 6,00 |
Кичева И.В. |
2. |
Русский язык и культура речи (учебное пособие) |
печатная |
Пятигорск: РИА-КМВ, 2019. – 2-е изд., исправл. и доп. – 156 с. |
9,75 / 3,00 |
Климова Н.Ю., Мухортова Т.В. |
3. |
Русский язык и культура речи: учебное пособие (курс лекций) |
печатная |
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2019. – 129 с. |
7,51/2,5 |
Климова Н.Ю., Мухортова Т.В. |
Олимпиада СКФУ «45 параллель»
среди учащихся образовательных организаций
по русскому языку «Русский язык – связующая нить»
Кафедра ЛиМК совместно с ОДП ежегодно проводит олимпиаду по русскому языку «Русский язык – связующая нить».
В олимпиаде принимают участие учащиеся образовательных организаций (школьники 8-11 классов и учащиеся СПО).
Олимпиада проводится в два этапа, первый из которых дистанционный, второй – очный (для тех, кто преодолел отборочный порог).
Победители и призёры очного тура олимпиады СКФУ получают 5 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ или вступительным испытаниям в вузе (для студентов СПО) по русскому языку приусловии поступления в Северо-Кавказский федеральный университет, награждаются дипломами, ценными подарками. У учащихся 10 класса сертификат о дополнительных 5 баллах имеет силу в течении 2-х лет.
Дополнительные образовательные программы
ИНТЕНСИВ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Срок обучения: 74 часа.
Начальный этап обучения:
- интенсив позволяет закрепить базовые нормы употребления лексики и фонетики; отработать основные способы работы над языковым и речевым материалом;
- освоить лексический минимум в объеме, необходимом для коммуникации на английском языке.
Средний этап обучения:
- слушатель курса овладеет способами пополнения знаний на основе использования оригинальных источников на иностранном языке; приемами самостоятельной работы с языковым материалом;
- будет способен осуществлять коммуникацию на иностранном языке с использованием альтернативных вариантов обиходных фраз.
Продвинутый этап обучения:
- курс поможет слушателям обрести навыки современного разговорного английского; увеличить словарный запас и «звучать» как носитель языка; применять на практике основы коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; сформировать коммуникативные компетенции, позволяющие свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ (английский язык)
Объем программы: 74 часа.
Начальный этап обучения:
- слушатель приобретет базовые знания грамматики английского языка начального уровня; освежит в памяти основные нормы употребления лексики; овладеет способами структурирования английской грамматики.
Средний этап обучения:
- курс направлен на изучение грамматического минимума в объеме, необходимом для уверенной коммуникации на английском языке начального уровня «Beginner».
Продвинутый этап обучения:
- курс затронет особенности грамматики профессиональной направленности; способы пополнения знаний из оригинальных источников на английском языке; позволит уверенно оперировать грамматическими конструкциями в устной и письменной речи.
АМЕРИКАНСКИЙ АНГЛИЙСКИЙ
ДЛЯ УВЕРЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Объем программы: 78 часов.
Начальный этап обучения:
- слушатель раскроет секреты американского произношения; узнает разницу между американским и британским английским; научится оперировать лексикой и грамматикой американского языка.
Средний этап обучения:
- курс поможет с легкостью различать диалекты американского, австралийского и британского английского; обрести навыки современной устной и письменной речи; научит «звучать» как американец и понимать носителей языка.
Продвинутый этап обучения:
- слушатель научится говорить как носитель языка; узнает интересные альтернативные варианты обиходных фраз; поймет, что и где нельзя говорить по-английски; выучит американский сленг и сможет использовать его в своей речи, а также смотреть американские фильмы в оригинале и без субтитров.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Объем программы: 74 часа.
Начальный этап обучения:
- слушатель раскроет секреты оптической иллюзии; сможет определить уровень IQ, доминантное полушарие головного мозга и объем памяти; узнает свой умственный возраст, тип личности, цвет энергии и многое другое; научится решать логические задачи.
Средний этап обучения:
- слушатель имеет возможность развить умственные способности в удобной игровой форме “Brain Teasers”; научиться решать головоломки “Emoji Guess” на английском языке; узнать о себе много нового с помощью потрясающих интерактивных заданий.
Продвинутый этап обучения:
курс направлен на формирование компетенций, позволяющих обеспечить коммуникативно-познавательные потребности в сферах академической, профессиональной и социально-гуманитарной деятельности, а также формирование потребности языкового самообразования.
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Объем программы: 74 часа.
Начальный этап обучения:
- слушатель раскроет секреты оптической иллюзии; сможет определить уровень IQ, доминантное полушарие головного мозга и объем памяти; узнает свой умственный возраст, тип личности, цвет энергии и многое другое; научится решать логические задачи.
Средний этап обучения:
- слушатель имеет возможность развить умственные способности в удобной игровой форме “Brain Teasers”; научиться решать головоломки “Emoji Guess” на английском языке; узнать о себе много нового с помощью потрясающих интерактивных заданий.
Продвинутый этап обучения:
курс направлен на формирование компетенций, позволяющих обеспечить коммуникативно-познавательные потребности в сферах академической, профессиональной и социально-гуманитарной деятельности, а также формирование потребности языкового самообразования.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Объём программы: 74 часа.
Программа будет полезна:
- учителям и преподавателям иностранных языков;
-специалистам в области педагогики и методики преподавания иностранных языков;
- педагогам-репетиторам;
- другим заинтересованным лицам;
Вы научитесь:
- проводить занятия в формате «перевернутого класса»
- применять аудиовизуальные средства и аутентичные учебники;
- организовывать занятия в формате вебинаров;
- создавать красочные презентации в Power Point и др.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в свете модернизации образования основными стратегическими целями является реализации принципов развивающего обучения и методотологии деятельного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности. Достижению данных целей в немалой степени способствует применение новых информационных образовательных технологий. Современные технологии обучения иностранным языкам – это не только новые технические средства, но и новые методы преподавания, новые взгляды и походы к процессу обучения иностранным языкам.
Авторы программы рассматривают вопросы организации уроков в формате вебинаров, «перевернутого класса» занятий с применением аудиосегментов и видеоматериалов, метода параллельного чтения, использования аутечных учебников и др.
ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Цели и задачи программы.
Цель курса повышения квалификации – научить педагогов, преподающих русский язык, готовить школьников к успешной сдаче государственных экзаменов.
Вы изучите структуру и особенности нормативных документов, регулирующих проведение ОГЭ и ЕГЭ, подробно рассмотрите содержание КИМ. Узнаете, как анализировать ответы учащихся, как подготовить ребят к написанию изложения и сочинения с учётом требований ФГОС.
В программе курса:
Основные нормативные документы, регламентирующие процедуры ОГЭ и ЕГЭ.
Технология заполнения бланков КИМ ОГЭ и ЕГЭ.
Методика подготовки учащихся к написанию изложения по прослушанному тексту.
Синтаксический и пунктуационный анализ предложений.
Синтаксический анализ словосочетаний.
Орфографический анализ.
Анализ содержания текста и средств выразительности.
Лексический анализ.
Лексические нормы, лексическое значение слова.
Орфоэпические нормы.
Грамматические нормы современного русского литературного языка.
Методические основы подготовки учащихся к написанию сочинения.
Все занятия проводятся в дистанционном режиме. Участники приобретают необходимые теоретические знания и вырабатывают практические умения по их применению на практике. Во время занятий обучающиеся обеспечиваются пособиями, наглядными материалами. В плане программы предусмотрено общение в форме вебинаров с экспертами ОГЭ и ЕГЭ.
Обучение проходит на специальном образовательном портале СКФУ. Доступ в систему дистанционного обучения слушатели получают после зачисления. Раздел содержит теоретические материалы, практические задания, тесты.
Новости кафедры

Представители СКФУ продолжили цикл лекций и мастер-классов для учащихся 9-11-х классов Ставропольского края
Преподаватели и студенты Пятигорского института СКФУ продолжили цикл лекций и мастер-классов в рамках профильной сельскохозяйственной смены «Мы – хозяева Земли» для учащихся 9-11-х классов Ставропольского края.
15 сентября 2023

На факультете экономики и управления прошел круглый стол «Современные языки в меняющемся мире»
На факультете экономики и управления Пятигорского института СКФУ в рамках международной научно-практической конференции пре-подавателей, студентов и молодых учёных Северо-Кавказского федераль-ного университета «Университетская наука – региону» был проведён круглый стол «Современные языки в меняющемся мире».
18 апреля 2023

Для студентов факультета экономики и управления прошел круглый стол «Женщины России: великие и удивительные»
В преддверии Международного женского дня кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации был проведён круглый стол со студентами факультета экономики и управления «Женщины России: великие и удивительные».
10 марта 2023

Урок мужества в Государственном музее-заповеднике М. Ю. Лермонтова
Накануне Дня защитника Отчества, преподаватели кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Пятигорского института СКФУ совместно с сотрудниками Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова провели патриотическое мероприятие для студентов групп П-ГСД-б-о-221 и П-ТУР-б-о-221.
22 февраля 2023

Студенты СКФУ на конференции в музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова обсудили творчество великого русского поэта
26 октября 2022

В Пятигорском институте СКФУ прошел конкурс чтецов, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне
Кафедрой лингвистики и межкультурной коммуникации подведены итоги конкурса чтецов, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.
24 мая 2022

Научные мероприятия подсекций прошли в Школе Кавказского гостеприимства СКФУ
В рамках ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых учёных «Университетская наука – региону»
15 апреля 2022

Урок английского языка в академическом классе «Gadgets and household appliances»
Доцентом кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Ангеловой М.Н. был проведён урок английского языка в академическом классе лицея № 15 г. Пятигорска.
15 марта 2022