Реализация комплексного сопровождения включает различные формы работы с обучающимися, их родителями (законными представителями), преподавателями, осуществляющими образовательную деятельность с данной категорией обучающихся и обеспечивает их оптимальное развитие, их успешную адаптацию и интеграцию в социум.
Обеспечиваются меры социальной поддержки, обучающихся с инвалидностью и ОВЗ:
- социальная стипендия (для отдельных категорий);
- повышенная стипендия, при условии успешной учебы;
- материальная помощь (по личному заявлению) 2 раза в год;
- внеочередное заселение в общежитие и освобождение от оплаты за проживание в общежитии;
- бесплатный летний и зимний отдых (один раз в два года).
Социальный педагог осуществляет контроль за соблюдением прав обучающихся, выявляет потребности обучающегося и его семьи в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации.
В институте созданы условия для получения качественного высшего образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ.
В институте обучается 57 обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
В учебных и учебно-административных корпусах создана безбарьерная архитектурная среда, обеспечивающая доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри учебных корпусов и библиотек, имеются адаптированные санузлы.
В библиотеке создано универсальные рабочие/учебные места для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ для выполнения самостоятельной работы самоподготовки.
Сформированная социокультурная среда, включает в себя отдельный компонент - инклюзивную культуры участников образовательного процесса. Работа в данном направлении ведется со студентами на протяжении всего периода обучения. Преподаватели и сотрудники университета регулярно проходят обучение по вопросам взаимодействия с людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей, с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ проводится индивидуальная и групповая работа, предусматривающая:
- консультирование по организационным и учебным вопросам;
- оказание содействия в организации отдыха, трудоустройства и т.д.
В качестве одного из направлений реализации условий доступности образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в части материально-технического обеспечения выступает применение ассистивных технологий. Университет располагает арсеналом специальных программных и технических средств вспомогательного характера, которые могут быть использованы:
- абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью в приемной комиссии (в процессе прохождения вступительных испытаний и пр.);
- студентами с ОВЗ и инвалидностью (вне зависимости от курса, формы обучения и направления подготовки) на занятиях, а также для выполнения самостоятельной и научно-исследовательской работы;
- педагогами и специалистами с ОВЗ и инвалидностью в рамках реализации своей трудовой деятельности.
В универсальный комплект рабочих мест для студентов с ОВЗ и инвалидов входят: Персональный компьютер (со специальными компьютерными программами для слабовидящих и слабослышащих, направленных на визуализацию и озвучивание рабочего процесса), брайлевский принтер, клавиатура адаптированная с крупными кнопками, джойстик компьютерный адаптированный, стол рабочий специализированный для инвалидов-колясочников, стационарный видеоувеличитель для просмотра и чтения изображений и чтения, брайлевский дисплей Данные рабочие места расположены: в Научной библиотеке СКФУ (г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1), в библиотеке корпуса 9 (г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2), в филиале СКФУ в г. Пятигорске. Организация доступного информационно-образовательного пространства Центра инклюзивного образования для студентов с ОВЗ создается путем использования следующего оборудования: Персональный компьютер (со специальными компьютерными программами для слабовидящих и слабослышащих, направленных на визуализацию и озвучивание рабочего процесса). Стол рабочий специализированный для инвалидов-колясочников Специализированная инфракрасная звукоусиливающая система Брайлевский дисплей с беспроводной технологией Универсальное цифровое устройство для чтения, прослушивания и управления различными компонентами информационного пространства Фм-система с заушным индуктором и индукционной петлей Короткофокусный мультимедиа-проектор Магнитно-маркерная доска В учебных аудиториях университета установлены короткофокусные мультимедиа-проекторы Epson и магнитно-маркерные доски, позволяющие транслировать информацию для лиц с нарушением слуха. В рамках данного направления происходит внедрение специального программного обеспечения для лиц с нарушениями зрения (программа экранного доступа JAWS for windows). Закуплены компьютерные диагностические комплексы «Профориентатор», «Профнавигатор», «Профконсультант». Для обеспечения архитектурной доступности зданий и корпусов СКФУ для обучающихся с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата (передвигающихся в инвалидных колясках) все корпуса вуза оснащены специальными гусеничными мобильными лестничными подъемниками (ступенькоходами), за которыми закреплены сотрудники, отвечающие за эксплуатацию данных подъемников».
Для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в университете создана безбарьерная архитектурная среда, обеспечивающая доступность прилегающих территорий, входных путей и путей перемещения внутри зданий, выделены места для стоянки транспортных средств
Доступные входные группы, оборудованы тактильными вывесками, кнопками вызова помощи, пандусами, дверные проемы имеют контрастную разметку.
Ширина пути движения в коридорах и на лестницах не создают трудностей для передвижения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Пути движения внутри здания, пути эвакуации, лестницы и перила, проходы оборудованы тактильными пиктограммами, наклейками, контрастной разметкой.
В учебных корпусах имеются напольные тактильные направляющие, кнопки вызова помощи, тактильные таблички, мобильные гусеничные подъемники.
В учебных и учебно-административных корпусах университета имеются учебные аудитории, оборудованные с учетом особых образовательных потребностей обучающихся различных категорий: с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигающихся на инвалидных колясках.
Адаптированные учебные аудитории размещены с учетом доступности санитарных комнат и наличия/отсутствия лестничных маршей. Аудитории маркированы знаками доступности для разных категорий инвалидов и тактильными табличками, в них выделены и маркированы специальные рабочие места. Адаптированные учебные аудитории нанесены на мнемосхемы этажей и тактильные планы эвакуации при пожаре.
В корпусах, объектах спорта оборудованы адаптированные санузлы, оснащенные поручнями, кнопкой вызова помощи, сенсорным диспенсером для мыла, сушилкой для рук, травмобезопасными крючками для костылей и сумок, снабженными пиктограммами и мнемосхемой помещения.
Образовательный процесс для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, реализуется в общих группах, по индивидуальному плану, по индивидуальному плану и с использованием дистанционных образовательных технологий.
Преподаватели регулярно проходят повышение квалификации по работе с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ различных категорий.
В университете функционирует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС). Адаптированные учебно-методические материалы доступны на портале Ecampus (ecampus.ncfu.ru) в личных кабинетах студентов и электронной системе управления обучением (el.ncfu.ru). Электронные ресурсы, предназначены для размещения методических материалов по дисциплинам преподавателями, выполненных заданий для самостоятельной работы обучающимися, курсовых работ/проектов и других отчетных видов работ, ведения «электронных журналов» (отметки об успеваемости и посещаемости), реализации бально-рейтинговой системы оценивания успеваемости, коммуникации посредством чата. В рамках платформ доступно расписание учебных занятий, есть возможность получения услуг по заказу справок об обучении и пр.
Обучающиеся с инвалидностью и ОВЗ имеют доступ к ресурсам крупнейших производителей российских и зарубежных информационных продуктов: к электронным библиотечным системам, полнотекстовым, реферативным и библиографическим базам данных, электронным версиям научных журналов и книг.
Перечень электронных ресурсов: электронно-библиотечные системы (https://www.ncfu.ru/science/elektronnye-resursy/ebs/);
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский пункт | Медицинский пункт | г. Пятигорск, ул. Матвеева, 35 Б, лит.А |
Лицензия: Лицензия на осуществление медицинской деятельности (с приложениями) Положение: Положение о фельдшерском здравпункте |
0 | 0 | 24 | 24 |
Понедельник – пятница |
Понедельник – пятница |
Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) представляет собой отдельные элементы, связанные посредством совокупности технических и программных средств, обеспечивающих функционирование ЭИОС.
ЭИОС представлена следующими сервисами:
1) Сайт университета https://pf.ncfu.ru/ Сайт содержит информацию о структуре университета, его научной и учебной деятельности, задачах, проводимых мероприятиях и международном сотрудничестве. Настройки сайта позволяют включить вариант оформления контента для посетителей с ограничениями по зрению.
2) Система управления обучением - https://el.ncfu.ru/ . На ее базе развернута обширная библиотека обучающих текстовых, видео и графических материалов. Реализовано проведение вебинаров и контроль знаний.
3) Система дистанционного обучения BigBlueButton - https://webinar.ncfu.ru/ представляет собой систему видеоконференцсвязи с возможностью одновременного подключения нескольких сотен слушателей. Используется для проведения лекционных и практических занятий
4) Электронный портал еКампус (https://ecampus.ncfu.ru/ ) - содержит следующие разделы:
- расписание (где отражены занятия, время, вид занятий, преподаватель, корпус и аудитория);
- поступление (для абитуриентов);
- сервисы (где можно подать заявление или открыть карту корпусов);
- личный кабинет студента;
- личный кабинет преподавателя и др.
5) Система управления дополнительным образованием СКФУ (https://eldop.ncfu.ru/ , включает главную страницу, личный кабинет, события, мои курсы, нормативные документы, инструкции.
Сервисы поддерживаются в состоянии непрерывной доступности, их статус круглосуточно отслеживается системами мониторинга, а также обращаются через сервис обратной связи на портале, по телефонному звонку, личным присутствием в учебную часть ВУЗа.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | г. Пятигорск, ул.Матвеева, 35 Б (корпус 6, ауд. 641, 642, 644) |
Положение: Положение о БИЦ |
24 | 24 | 325,4 | 325,4 |
Понедельник - четверг с 9:00 до 18:00 |
Понедельник - четверг с 9:00 до 18:00 |
|
2 | Библиотека | Библиотека | г. Пятигорск, ул. Ермолова,46, лит. А; |
Положение: Положение о БИЦ |
124 | 124 | - | - |
Понедельник - Четверг с 9:00 до 18:00 |
Понедельник - Четверг с 9:00 до 18:00 |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Столовая/буфет | Столовая/буфет | г. Пятигорск, ул. Ермолова,46 |
Положение: Положение СОП |
98 | 98 | 280,1 | 280,1 |
Понедельник – пятница |
Понедельник – пятница |
|
2 | Столовая/буфет | Столовая/буфет | г. Пятигорск, ул. Матвеева,35 Б |
Положение: Положение СОП |
40 | 40 | 107 | 107 |
Понедельник – пятница: |
Понедельник – пятница: |
|
3 | Столовая/буфет | Столовая/буфет | г. Пятигорск, ул. Партизанская, 1б, корпус 3 |
Положение: Положение СОП |
10 | 10 | 23,7 | 23,7 |
Понедельник – пятница |
Понедельник – пятница |
|
4 | Столовая/буфет | Столовая/буфет | г. Пятигорск, ул. Московская,31 |
Положение: Положение СОП |
20 | 20 | 32,1 | 32,1 |
Понедельник – пятница: |
Понедельник – пятница: |
|
5 | Столовая/буфет | Столовая/буфет | г. Пятигорск, ул. Украинская,56а |
Положение: Положение СОП |
32 | 32 | 60,2 | 60,2 |
Понедельник – пятница: |
Понедельник – пятница: |
|
6 | Столовая/буфет | Столовая/буфет | г. Пятигорск, пр-кт 40 лет Октября, 56. |
Положение: Положение СОП |
36 | 36 | 87,1 | 87,1 |
Понедельник – пятница |
Понедельник – пятница |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Спортивный корпус | Спортивный корпус | г. Пятигорск, ул. Ермолова, 46, лит. Ж |
Положение: Положени о спортивном комплексе СКФУ |
0 | 0 | 286,1 | 286,1 |
Понедельник, пятница, суббота - с 8:30 до 19:30 |
Понедельник, пятница, суббота - с 8:30 до 19:30 |
|
2 | Бассейн | Бассейн | г. Пятигорск, ул. Ермолова, 46, лит. З |
Положение: Положени о спортивном комплексе СКФУ |
0 | 0 | 3003,5 | 3003,5 |
Понедельник, пятница, суббота - с 8:30 до 19:30 |
Понедельник, пятница, суббота - с 8:30 до 19:30 |
|
3 | Спортзал | Спортзал | г. Пятигорск, ул. Ермолова, 46, лит. М |
Положение: Положени о спортивном комплексе СКФУ |
0 | 0 | 399 | 399 |
Понедельник, пятница, суббота - с 8:30 до 19:30 |
Понедельник, пятница, суббота - с 8:30 до 19:30 |
|
4 | Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий | Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий | г. Пятигорск, ул. Дунаевского | 0 | 0 | 36 409 кв.м | 36 409 кв.м |
- |
- |
Наименование показателя | Общежитий | Интернатов |
---|---|---|
Количество
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
1 Нет |
Нет Нет |
Общая площадь (кв.м.) | 4414 | Нет |
Жилая площадь (кв.м.) | 2531 | Нет |
Количество жилых помещений:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
174 Нет |
Нет Нет |
Количество мест:
всего в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
250 Нет |
Нет Нет |
Обеспеченность 100% мягкими и жестким инвентарем по установленным стандартным нормам | да | нет |
Наличие питания (включая буфеты, столовые) | нет | нет |
Доступные входные группы оснащены кнопками вызова помощи.
Условия и особенности вступительных экзаменов для инвалидов и лиц с ОВЗ прописаны в положении «Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (https://www.ncfu.ru/.galleries/Priemka-2022/Osobennosti-provedeniya-vstupitel_nyh-ispytanii-2023.pdf )
В ходе проведения приемной кампании абитуриентам с инвалидностью и ОВЗ создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных технических средств, предоставление услуг тифлосурдопереводчика и ассистента-помощника (при необходимости).
Во время подачи документов организованно консультирование абитуриентов с инвалидностью и ОВЗ, в рамках которого профконсультантами освещается следующая информация:
- на какие направления подготовки лучше подать документы, опираясь на предъявляемые требования к состоянию здоровья и востребованность в дальнейшем выбираемой специальности при трудоустройстве;
- знакомство с паспортами профессий, содержащими информацию о возможностях получения образования по направлениям подготовки, с учетом конкретных нозологий, характеристиками основных сфер, видов, обязанностей профессиональной деятельности, а также описанием условий труда будущей выбираемой профессии;
- какая помощь оказывается абитуриентам с инвалидностью и ОВЗ во время проведения вступительных испытаний, и кто ее предоставляет;
- какие специальные условия при сдаче вступительных испытаний могут быть предоставлены абитуриентам с инвалидностью различных нозологий, при необходимости;
- на какое время увеличивается продолжительность проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- когда абитуриенту с инвалидностью необходимо заявить о потребности в предоставлении ему специальных условий при сдаче вступительных испытаний;
- какие специальные условия созданы в СКФУ для обучения студентов различных нозологических групп, как и какие специальные технические средства предоставляются в индивидуальное пользование, какие условия созданы для занятий спортом студентов различных нозологических групп и т.п.;
- как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение данной категории студентов.